Воспитательная система школы                                                  

         

1.     Общие сведения об образовательном учреждении

   МОУ Петровская СОШ расположена в 25 километрах от города Ростова, в центре сельского поселения. Год постройки – 1938 (старое здание), 1981 (новое здание). Площадь земельного участка 25 336 кв.м., частично огорожена, озеленена, имеется освещение.

    В микрорайоне расположены МУ Петровский Дом культуры  имени А.К. Руденко, стадион, две библиотеки, филиал спортивной школы (ДЮСШ-2), поликлиника, осуществляющая медицинское наблюдение за обучающимися школы.

     МОУ Петровская средняя общеобразовательная школа по организации образовательного процесса и в соответствии с условиями образовательных программ осуществляет образовательный процесс, соответствующий 1,2,3 ступени образования и дошкольное обучение.  Образование по всем трем ступеням обеспечивает усвоение обязательного минимума содержания образования, развитие интеллектуальных, духовных и физических задатков, развитие независимого творческого мышления, реализацию интересов и склонностей учащихся, формирование личностных качеств, необходимых выпускнику для успешной самореализации в условиях конкуренции.

   В образовательном процессе участвует социально-психологическая служба (логопед, психолог, три социальных педагога, старшая вожатая, педагоги дополнительного образования) для выявления тенденций, которые корректируются силами педагогического коллектива.

   Музей «Школа» открыт в 1985 году, реконструирован в 2006-2007 г.г., прошел паспортизацию в 2013году.

   

2.     Цели и задачи воспитательной системы школы

     Цель воспитания: осуществление социального заказа развивающегося общества России: формирование творчески развитой, социально-ориентированной, способной к самореализации личности, обладающей возрастным уровнем сформированности ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, социально-информационных компетенций личностного самосовершенствования, коммуникативных.

     В рамках воспитывающей деятельности школа разделяет и реализует приоритетные направления воспитания:

·        формирование активной гражданско-патриотической позиции,

·        духовно-нравственное воспитание, этическая и правовая грамотность, законопослушность, толерантность,

·        развитие учебно-познавательных интересов учащихся,

·        формирование традиций коллектива школы,

·        формирование навыков и представлений приоритета здорового образа жизни, безопасного социального поведения,

·        этическое воспитание,

·        поддержка раннего профильного самоопределения,

·        спортивно-оздоровительная работа, туризм, краеведение.

·        cовершенствование методического мастерства классных руководителей

·        внедрение в воспитательный процесс современных педагогических , в том числе информационно- коммуникационных технологий

        Реализация целей воспитания осуществляется через институт классных руководителей,  систему дополнительного образования, деятельность социально – психологической службы, организованную родительскую общественность, взаимодействие и сотрудничество с семьями учащихся, работу органов ученического самоуправления: Совет школьников, детское объединение обучающихся «Союз мальчишек и девчонок» (основные направления : Радость;  Живи Земля;  Память; Милосердие), деятельность музея “Школа”, межведомственное  взаимодействие с социумом:  Совет ветеранов, спортивные и культурные учреждения р.п. Петровское и Ростовского муниципального района учреждения, обеспечивающие возможности профильного самоопределения учащихся – ДЮСШ – 2, СЮН, ЦВР, СЮТУР, ЦМПСС, ДЮЦ «Ферон», редакция газеты «Ростовский вестник» и др.

Система воспитывающей деятельности направлена на психолого-педагогическую поддержку и расширение форм активной деятельности учащихся, создание условий социального самоопределения школьников.

Сложились подсистемы:  система туристско-краеведческой, спортивно-массовой работы школы, патриотического воспитания.

        

Активная работа ведется по использованию современных педагогических технологий в воспитательной деятельности, в том числе ИКТ. Проводятся конкурсы ученических проектов, итоги которых подводятся в рамках  общешкольных конкурсов («Краеведческая находка», «Семейная реликвия» и др.), а также обучающиеся школы успешно принимают участие в муниципальных конкурсах презентаций и проектов. 

Центром патриотического воспитания в школе является музей «Школа» (руководитель Суханова А.Ф., профиль – комплексно-краеведческий , присвоено звание «школьный музей» – 27.05.2009 г.  Свидетельство № 12704 музея образовательного учреждения, зарегистрирован ГОУ ЯО ЦДЮТур и Эк,  протокол от 27 мая 2009года). Активисты школьного музея принимают активное участие в поисковой, исследовательской деятельности, показывая высокие результаты. В 2009 г. музей прошел паспортизацию первым в Ростовском муниципальном  районе. Активисты заработали 2 Диплома Министерства образования и науки Российской Федерации на Всероссийском  конкурсе научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и студенческой молодежи «Юность. Наука. Культура» за работы «Они сражались за Родину» и «Воины-интернационалисты». В 2013г. музей прошел паспоризацию.

Большой популярностью среди обучающихся пользуются заседания Клуба интересных встреч, организуемые активистами музея, а также работа Дискуссионного клуба старшеклассников (реализация технологии дебатов и развития критического мышления).        

Обучающиеся школы регулярно принимают участие в областной выставке «Юннат», где неоднократно награждались дипломами  за исследовательские ученические работы.

Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы. 

Обучающиеся школы показывают высокие результаты в конкурсах различного уровня и разнообразной направленности.

 Итогом работы педагогического коллектива за последние три года является результаты участия в муниципальных конкурсах среди образовательных учреждений:

·        Муниципальный смотр-конкурс  среди образовательных учреждений

на лучшую организацию работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних  и защите их прав (2009г.) – 2 место

·        Муниципальный конкурс по патриотическому воспитанию несовершеннолетних среди учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних,  посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (2009-2010 учебный год) – 2 место

·        Месячник правовых знаний (2010-2011 учебный год) – 1 место

·        Муниципальный смотр – конкурс туристско-краеведческой работы учреждений образования Ростовского МР, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 1000-летию г. Ярославля (2010-2011 учебный год) -1 место.

·        Обобщен опыт классного руководителя Замашкиной Л.А. на районном фестивале ОППО в 2009 году по теме «Опыт формирования гражданского самосознания и российской культуры в системе работы классного руководителя» 5 место, участие в областной научно-практической конференции (2010г.)

    3.     ПРИНЦИПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

·         гуманизация обучения и воспитания;

·         интеграция общего и дополнительного образования;

·         системно-деятельный и личностно – ориентированный подход к воспитанию;

·         сотрудничество детей и взрослых.

      Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач:

·        на каждом учебном и внеклассном занятии;

·        создание воспитывающей среды во внеурочное время;

·        построение системы внеклассной работы, нацеленной на развитие личности каждого ребёнка.

     Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребёнка.  Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом, т.е. через интеграцию общего и дополнительного образования в рамках единого образовательно-воспитательного пространства школы.  Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

      Важной частью воспитательной системы школы является формирование и укрепление школьных традиций.  Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в районных, областных и республиканских мероприятиях.  Таким образом, воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:

·        познавательную;

·        игровую;

·        творческую;

·        спортивную;

·        общественно-организаторскую;

·        коммуникативную;

·        досуговую.

     Воспитательная система в школе охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы в едином образовательно-воспитательном пространстве школы.

      Цель воспитательной системы школы – поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка. Это означает создание условий для решения каждой личностью на возрастном этапе трёх задач:

·        1-4 классы – самопознание.

·        5-7 классы – самоопределение.

·        8-11 классы – самореализация.

   Школа должна помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить все три задачи в таких основных сферах жизнедеятельности, как:

·         Познавательная деятельность (учёба, информация, знания).

·         Практическая деятельность (трудовое воспитание, умения, навыки).

·         Физкультурно-оздоровительная деятельность (реализация физических возможностей).

·         Культура личности (гражданско-патриотическое, правовое воспитание, познание людей, взаимодействие с ними).

·         Игровая деятельность (художественно-эстетическое воспитание, реализация творческих и природных возможностей и способностей).

    Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребёнка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей деятельности.

    4.     ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ

1. Расширение системы дополнительного образования, видов услуг, предлагаемых детям во внеурочное время.

2. Содействие выбору индивидуального пути образования и развития ребёнка, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе.

3. Обеспечение учащимся комфортной среды – «ситуации успеха» – через вовлечение его в образовательно-воспитательное пространство школы.

5.     УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ.

Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а сели необходимо – приходить к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей.

 Самоуправление – непременный признак коллектива. Только ученическое самоуправление может обеспечить самостоятельность, инициативность деятельности, сформирует негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни. Участие детей в управлении школой рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в современном обществе. Самоуправление может быть только там, где есть общественная жизнь: кружковая деятельность, подготовка и проведение КТД, участие всех (учителей, учащихся, родителей) в событиях школьной жизни, жизни единого образовательно-воспитательного пространства школы.   Необходимо, чтобы процесс самоуправления в школе был поистине демократическим, открытым, гуманистическим.

     В этом помогают особые органы самоуправления школьной жизнью:

·        Совет родителей

·        Совет школьников, в состав которого избираются наиболее активные, дисциплинированные учащиеся 5-11 классов, пользующиеся у своих товарищей авторитетом, способные повести за собой.

В дальнейшем планируется совершенствовать, расширять и активизировать деятельность учащихся школы во всех областях общественной жизни через органы ученического самоуправления классов и школы в целом.

Традиционные мероприятия

Направление воспитательной

деятельности

·        День знаний:

  Общешкольная линейка

       «Урок России»

       Клуб интересных встреч

       Выставка-конкурс «Цветы России»

Гражданско-патриотическое,

 интеллектуально-познавательное

·        Декада «Осенняя мозаика»:

конкурс «Природа и фантазия»,

участие в районном слете трудовых

объединений школьников,

выставка «Юннат»

·        Участие в областном заочном

смотре – конкурсе на лучшее

озеленение и благоустройство пришкольных территорий «Наш любимый школьный двор»

Творческое,

интеллектуально-познавательное

·        День здоровья

Спортивно-оздоровительное

·        День пожилых людей:

операция «Милосердие», концерт, вечер

         «От всей души»

Нравственное, творческое

·        День народного единства

Гражданско-патриотическое

·        День учителя

Творческое

·        Спартакиада школы

Спортивно-оздоровительное

·        Школьный этап  Фестиваля детского творчества

         «Радуга»

Творческое

·        Операция «Подросток»

Профилактика правонарушений

 и беспризорности

·        Месячник противопожарной безопасности

Безопасность

·        Месячник профилактики ДДТТ

     и пропаганды ППД

Безопасность

·        День матери

Нравственное, творческое

·        Новогодние праздники:

Спортивная игра «Зимние

забавы» (5-7 класс),

Новогодний спектакль для 1-4 классов

(10-11 классы),

Новогодние елки,

Новогодние вечера для 5-11 классов

Творческое

·        Вечер встречи выпускников

 школы

Творческое

·        Уроки Конституции

Гражданско-патриотическое

·        Месячник спортивно-

массовой работы,

         Спортивный вечер

         День защитника Отечества

Гражданско-патриотическое

·        День воина-интернационалиста

Гражданско-патриотическое

·        8 марта

Творческое

·        День юмора

Творческое

·        День Победы

·        Комплекс мероприятий, посвященных 65-летию

Победы в Великой

Отечественной войне

Гражданско-патриотическое

·        «Последний звонок»

Творческое

·        Выпускной вечер

Нравственное

·        Месячник безопасности

Дорожного движения и профилактики ДДТТ:

        Соревнования «Безопасное колесо»

Безопасность

·        День защиты детей, праздник «Здравствуй, лето!»

Творческое,

 спортивно-оздоровительное

·        Организация работы оздоровительного лагеря

        «Страна непоседы»

Спортивно-оздоровительное

·        День поселка

Творческое

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. Механизм функционирования

 Основные направления воспитательной деятельности:

v Ценностно-ориентированная (нравственная, гражданско-патриотическая) деятельность.

v Интеллектуальная (познавательная) деятельность

v Спортивно – оздоровительная деятельность.

·         Совершенствование системы работы по  формированию активной гражданской позиции и патриотическому воспитанию, интеллектуальному развитию и мотивации на здоровый образ жизни обучающихся осуществляется при помощи поддержки и укрепления лучших школьных традиций в ходе подготовки и проведения мероприятий по основным тематическим направлениям.

 Гражданско- патриотическое воспитание – одно из самых сложных направлений в процессе воспитания, поэтому для повышения эффективности работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и институтами.

7.     Программа реализации концепции

Перспективы развития воспитательной системы школы

·        Дальнейшее развитие воспитания и образования детей через реализацию приоритетных задач, в том числе:

·        совершенствование воспитательной системы школы;

·        разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;

·        совершенствование системы самоуправления в школе;

·        расширение спектра предлагаемых объединений ДО;

·        обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса учреждения;

·        апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения.

на начало