Воспитательная система школы
1. Общие сведения об образовательном учреждении
МОУ Петровская СОШ расположена в 25 километрах от города Ростова, в центре сельского поселения. Год постройки – 1938 (старое здание), 1981 (новое здание). Площадь земельного участка 25 336 кв.м., частично огорожена, озеленена, имеется освещение.
В микрорайоне расположены МУ Петровский Дом культуры имени А.К. Руденко, стадион, две библиотеки, филиал спортивной школы (ДЮСШ-2), поликлиника, осуществляющая медицинское наблюдение за обучающимися школы.
МОУ Петровская средняя общеобразовательная школа по организации образовательного процесса и в соответствии с условиями образовательных программ осуществляет образовательный процесс, соответствующий 1,2,3 ступени образования и дошкольное обучение. Образование по всем трем ступеням обеспечивает усвоение обязательного минимума содержания образования, развитие интеллектуальных, духовных и физических задатков, развитие независимого творческого мышления, реализацию интересов и склонностей учащихся, формирование личностных качеств, необходимых выпускнику для успешной самореализации в условиях конкуренции.
В образовательном процессе участвует социально-психологическая служба (логопед, психолог, три социальных педагога, старшая вожатая, педагоги дополнительного образования) для выявления тенденций, которые корректируются силами педагогического коллектива.
Музей «Школа» открыт в 1985 году, реконструирован в 2006-2007 г.г., прошел паспортизацию в 2013году.
2. Цели и задачи воспитательной системы школы
Цель воспитания: осуществление социального заказа развивающегося общества России: формирование творчески развитой, социально-ориентированной, способной к самореализации личности, обладающей возрастным уровнем сформированности ключевых компетенций: ценностно-смысловых, общекультурных, учебно-познавательных, социально-информационных компетенций личностного самосовершенствования, коммуникативных.
В рамках воспитывающей деятельности школа разделяет и реализует приоритетные направления воспитания:
· формирование активной гражданско-патриотической позиции,
· духовно-нравственное воспитание, этическая и правовая грамотность, законопослушность, толерантность,
· развитие учебно-познавательных интересов учащихся,
· формирование традиций коллектива школы,
· формирование навыков и представлений приоритета здорового образа жизни, безопасного социального поведения,
· этическое воспитание,
· поддержка раннего профильного самоопределения,
· спортивно-оздоровительная работа, туризм, краеведение.
· cовершенствование методического мастерства классных руководителей
· внедрение в воспитательный процесс современных педагогических , в том числе информационно- коммуникационных технологий
Реализация целей воспитания осуществляется через институт классных руководителей, систему дополнительного образования, деятельность социально – психологической службы, организованную родительскую общественность, взаимодействие и сотрудничество с семьями учащихся, работу органов ученического самоуправления: Совет школьников, детское объединение обучающихся «Союз мальчишек и девчонок» (основные направления : Радость; Живи Земля; Память; Милосердие), деятельность музея “Школа”, межведомственное взаимодействие с социумом: Совет ветеранов, спортивные и культурные учреждения р.п. Петровское и Ростовского муниципального района учреждения, обеспечивающие возможности профильного самоопределения учащихся – ДЮСШ – 2, СЮН, ЦВР, СЮТУР, ЦМПСС, ДЮЦ «Ферон», редакция газеты «Ростовский вестник» и др.
Система воспитывающей деятельности направлена на психолого-педагогическую поддержку и расширение форм активной деятельности учащихся, создание условий социального самоопределения школьников.
Сложились подсистемы: система туристско-краеведческой, спортивно-массовой работы школы, патриотического воспитания.
Активная работа ведется по использованию современных педагогических технологий в воспитательной деятельности, в том числе ИКТ. Проводятся конкурсы ученических проектов, итоги которых подводятся в рамках общешкольных конкурсов («Краеведческая находка», «Семейная реликвия» и др.), а также обучающиеся школы успешно принимают участие в муниципальных конкурсах презентаций и проектов.
Центром патриотического воспитания в школе является музей «Школа» (руководитель Суханова А.Ф., профиль – комплексно-краеведческий , присвоено звание «школьный музей» – 27.05.2009 г. Свидетельство № 12704 музея образовательного учреждения, зарегистрирован ГОУ ЯО ЦДЮТур и Эк, протокол от 27 мая 2009года). Активисты школьного музея принимают активное участие в поисковой, исследовательской деятельности, показывая высокие результаты. В 2009 г. музей прошел паспортизацию первым в Ростовском муниципальном районе. Активисты заработали 2 Диплома Министерства образования и науки Российской Федерации на Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ патриотической направленности среди учащихся и студенческой молодежи «Юность. Наука. Культура» за работы «Они сражались за Родину» и «Воины-интернационалисты». В 2013г. музей прошел паспоризацию.
Большой популярностью среди обучающихся пользуются заседания Клуба интересных встреч, организуемые активистами музея, а также работа Дискуссионного клуба старшеклассников (реализация технологии дебатов и развития критического мышления).
Обучающиеся школы регулярно принимают участие в областной выставке «Юннат», где неоднократно награждались дипломами за исследовательские ученические работы.
Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы.
Обучающиеся школы показывают высокие результаты в конкурсах различного уровня и разнообразной направленности.
Итогом работы педагогического коллектива за последние три года является результаты участия в муниципальных конкурсах среди образовательных учреждений:
· Муниципальный смотр-конкурс среди образовательных учреждений
на лучшую организацию работы по профилактике безнадзорности, беспризорности, правонарушений несовершеннолетних и защите их прав (2009г.) – 2 место
· Муниципальный конкурс по патриотическому воспитанию несовершеннолетних среди учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (2009-2010 учебный год) – 2 место
· Месячник правовых знаний (2010-2011 учебный год) – 1 место
· Муниципальный смотр – конкурс туристско-краеведческой работы учреждений образования Ростовского МР, посвященный 65-летию Победы в Великой Отечественной войне и 1000-летию г. Ярославля (2010-2011 учебный год) -1 место.
· Обобщен опыт классного руководителя Замашкиной Л.А. на районном фестивале ОППО в 2009 году по теме «Опыт формирования гражданского самосознания и российской культуры в системе работы классного руководителя» 5 место, участие в областной научно-практической конференции (2010г.)
3. ПРИНЦИПЫ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
· гуманизация обучения и воспитания;
· интеграция общего и дополнительного образования;
· системно-деятельный и личностно – ориентированный подход к воспитанию;
· сотрудничество детей и взрослых.
Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач:
· на каждом учебном и внеклассном занятии;
· создание воспитывающей среды во внеурочное время;
· построение системы внеклассной работы, нацеленной на развитие личности каждого ребёнка.
Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребёнка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом, т.е. через интеграцию общего и дополнительного образования в рамках единого образовательно-воспитательного пространства школы. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.
Важной частью воспитательной системы школы является формирование и укрепление школьных традиций. Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки школы, активно участвовать в районных, областных и республиканских мероприятиях. Таким образом, воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:
· познавательную;
· игровую;
· творческую;
· спортивную;
· общественно-организаторскую;
· коммуникативную;
· досуговую.
Воспитательная система в школе охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы в едином образовательно-воспитательном пространстве школы.
Цель воспитательной системы школы – поэтапное создание в школе условий для развития личности ребёнка. Это означает создание условий для решения каждой личностью на возрастном этапе трёх задач:
· 1-4 классы – самопознание.
· 5-7 классы – самоопределение.
· 8-11 классы – самореализация.
Школа должна помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить все три задачи в таких основных сферах жизнедеятельности, как:
· Познавательная деятельность (учёба, информация, знания).
· Практическая деятельность (трудовое воспитание, умения, навыки).
· Физкультурно-оздоровительная деятельность (реализация физических возможностей).
· Культура личности (гражданско-патриотическое, правовое воспитание, познание людей, взаимодействие с ними).
· Игровая деятельность (художественно-эстетическое воспитание, реализация творческих и природных возможностей и способностей).
Таким образом, создание в школе условий для развития личности ребёнка – это процесс создания в школе системы отношений, помогающей ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей деятельности.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В ШКОЛЕ
1. Расширение системы дополнительного образования, видов услуг, предлагаемых детям во внеурочное время.
2. Содействие выбору индивидуального пути образования и развития ребёнка, по которому он может продвигаться в приемлемом для него темпе.
3. Обеспечение учащимся комфортной среды – «ситуации успеха» – через вовлечение его в образовательно-воспитательное пространство школы.
5. УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В ШКОЛЕ.
Современное общество требует, чтобы молодые люди имели активную жизненную позицию, умели отстаивать её, а сели необходимо – приходить к компромиссам, были творчески активными, инициативными, самостоятельными. Развитие самоуправления является актуальной социально-педагогической задачей.
Самоуправление – непременный признак коллектива. Только ученическое самоуправление может обеспечить самостоятельность, инициативность деятельности, сформирует негативное отношение к таким отрицательным явлениям, как безнравственность, безответственность, неправильный образ жизни. Участие детей в управлении школой рассматривается, прежде всего, как способ обучения детей демократии, подготовки их к жизни в современном обществе. Самоуправление может быть только там, где есть общественная жизнь: кружковая деятельность, подготовка и проведение КТД, участие всех (учителей, учащихся, родителей) в событиях школьной жизни, жизни единого образовательно-воспитательного пространства школы. Необходимо, чтобы процесс самоуправления в школе был поистине демократическим, открытым, гуманистическим.
В этом помогают особые органы самоуправления школьной жизнью:
· Совет родителей
· Совет школьников, в состав которого избираются наиболее активные, дисциплинированные учащиеся 5-11 классов, пользующиеся у своих товарищей авторитетом, способные повести за собой.
В дальнейшем планируется совершенствовать, расширять и активизировать деятельность учащихся школы во всех областях общественной жизни через органы ученического самоуправления классов и школы в целом.
Традиционные мероприятия |
Направление воспитательной деятельности |
· День знаний: Общешкольная линейка «Урок России» Клуб интересных встреч Выставка-конкурс «Цветы России» |
Гражданско-патриотическое, интеллектуально-познавательное |
· Декада «Осенняя мозаика»: конкурс «Природа и фантазия», участие в районном слете трудовых объединений школьников, выставка «Юннат» · Участие в областном заочном смотре – конкурсе на лучшее озеленение и благоустройство пришкольных территорий «Наш любимый школьный двор» |
Творческое, интеллектуально-познавательное |
· День здоровья |
Спортивно-оздоровительное |
· День пожилых людей: операция «Милосердие», концерт, вечер «От всей души» |
Нравственное, творческое |
· День народного единства |
Гражданско-патриотическое |
· День учителя |
Творческое |
· Спартакиада школы |
Спортивно-оздоровительное |
· Школьный этап Фестиваля детского творчества «Радуга» |
Творческое |
· Операция «Подросток» |
Профилактика правонарушений и беспризорности |
· Месячник противопожарной безопасности |
Безопасность |
· Месячник профилактики ДДТТ и пропаганды ППД |
Безопасность |
· День матери |
Нравственное, творческое |
· Новогодние праздники: Спортивная игра «Зимние забавы» (5-7 класс), Новогодний спектакль для 1-4 классов (10-11 классы), Новогодние елки, Новогодние вечера для 5-11 классов |
Творческое |
· Вечер встречи выпускников школы |
Творческое |
· Уроки Конституции |
Гражданско-патриотическое |
· Месячник спортивно- массовой работы, Спортивный вечер День защитника Отечества |
Гражданско-патриотическое |
· День воина-интернационалиста |
Гражданско-патриотическое |
· 8 марта |
Творческое |
· День юмора |
Творческое |
· День Победы · Комплекс мероприятий, посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной войне |
Гражданско-патриотическое |
· «Последний звонок» |
Творческое |
· Выпускной вечер |
Нравственное |
· Месячник безопасности Дорожного движения и профилактики ДДТТ: Соревнования «Безопасное колесо» |
Безопасность |
· День защиты детей, праздник «Здравствуй, лето!» |
Творческое, спортивно-оздоровительное |
· Организация работы оздоровительного лагеря «Страна непоседы» |
Спортивно-оздоровительное |
· День поселка |
Творческое |
6. Механизм функционирования
Основные направления воспитательной деятельности:
v Ценностно-ориентированная (нравственная, гражданско-патриотическая) деятельность.
v Интеллектуальная (познавательная) деятельность
v Спортивно – оздоровительная деятельность.
· Совершенствование системы работы по формированию активной гражданской позиции и патриотическому воспитанию, интеллектуальному развитию и мотивации на здоровый образ жизни обучающихся осуществляется при помощи поддержки и укрепления лучших школьных традиций в ходе подготовки и проведения мероприятий по основным тематическим направлениям.
Гражданско- патриотическое воспитание – одно из самых сложных направлений в процессе воспитания, поэтому для повышения эффективности работы школа сотрудничает со всеми заинтересованными организациями и институтами.
7. Программа реализации концепции
Перспективы развития воспитательной системы школы
· Дальнейшее развитие воспитания и образования детей через реализацию приоритетных задач, в том числе:
· совершенствование воспитательной системы школы;
· разработка и апробирование новых форм, методик организации разноплановой досуговой деятельности;
· совершенствование системы самоуправления в школе;
· расширение спектра предлагаемых объединений ДО;
· обновление программно-методического обеспечения воспитательного процесса учреждения;
· апробирование современных педагогических технологий воспитания и поддержки развития личности, создание диагностического и коррекционного комплекса средств психолого-педагогической поддержки учащихся в процессе их самоопределения.